Что происходит на мебельном рынке сегодня в условиях экономического спада, в какую сторону двигаться отрасли и на что, исходя из сложившейся ситуации, рассчитывать в ближайшем будущем?
В сложный период, когда снижается спрос на продукцию, скачут цены, а будущее предсказать сложно, производители мебели вырабатывают свою стратегию поведения на рынке. Это и есть кризис как проверка на прочность. Непростой период вполне может стать прологом к развитию, считают эксперты. У российских производителей мебели появляются возможности наметить выход в новые сегменты рынка, уловив потребности клиентов.
Мягкая просадка
Мебель, как известно, товар длительного пользования. Эксперты иногда даже сравнивают ее с автомобилями – есть схожие закономерности формирования спроса и общие черты ответа рынка на кризис. Многое, конечно, зависит от вида продукции. Специалисты оценивают на отечественном рынке долю офисной мебели в 20%, а бытовой – в 80%. На производстве офисной мебели кризис отражается сильнее. Многие предприятия, стремясь сократить издержки, в нелегкие времена отказываются от приобретения новых столов, стульев, шкафов. К тому же увеличивается предложение офисной мебели, бывшей в употреблении. Ряду компаний, чего уж там скрывать, по разным причинам приходится сокращать офисные расходы, распродавать мебель.
Полных данных, характеризующих объемы мебельного производства за 2015 год, пока нет, однако общие представления можно составить на основе показателей за девять месяцев. По данным Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности России, в целом объем производства мебели за три квартала 2015 года составил 97,5 млрд руб. С учетом потребительских цен к аналогичному периоду 2014 года показатель снизился на 12%. При этом темп производства офисной мебели составил только 90%. Пока предпосылок для скорого восстановления этого сегмента рынка нет. Зато в сегменте бытовой мебели ситуация в целом выглядит немного лучше, хотя все зависит от вида продукции.
Как отметили в Ассоциации, в различных сегментах рынка динамика объемов производства может сильно различаться. По данным за девять месяцев 2015 года к аналогичному периоду 2014 года, снижение объемов производства в штучном выражении по различным видам бытовой мебели составило от 6 до 20%. Диапазон колебаний довольно большой. Сказывается изменение потребительского спроса. Между тем некоторые направления относительно стабильны.
Кто в фаворитах?
Меньше всего кризис затронул производство кухонь. В этом сегменте в последние годы ситуация традиционно складывается лучше, чем в других, отмечают эксперты Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности России. В денежном выражении за девять месяцев 2015 года к аналогичному периоду 2014 года темп производства кухонной мебели в стране не только не снизился, но даже вырос и составил 103,5%, правда, без учета индекса цен на мебель. Конечно, инфляция сглаживает этот рост, поясняют в Ассоциации. Поэтому в современных условиях более точным является показатель производства мебели в натуральном выражении (в штуках).
кухня находится на первом месте
как наиболее функциональная часть жилища”
Поддержку продажам кухонь, по мнению специалистов, оказывает определенный консерватизм отечественного рынка. В сознании многих россиян кухня находится на первом месте как наиболее функциональная часть жилища. Потому траты на обустройство жизненно важного пространства считаются всегда обоснованными.
А вот по другим позициям бытовой мебели отмечается падение объемов производства. Так, выпуск различных шкафов в штучном выражении, по данным Ассоциации, в целом снизился – на 3,7%. Зато темп производства кухонных шкафов в натуральном выражении составил 105,5%. Производство стульев на деревянном каркасе в штучном выражении снизилось на 9,4%. Хуже обстоят дела в производстве других видов бытовой мебели. Например, производство диванов-кроватей за девять месяцев 2015 года в сравнении с таким же периодом 2014 года в штучном выражении снизилось на 21,7%, а матрацев – на 18,8%.
Факторы риска
Сокращение рынка мебели напрямую связано с кризисными явлениями в экономике. Прежде всего существенным фактором риска является замедление темпов жилищного строительства. Снижение объемов приобретаемого жилья приводит и к снижению спроса на мебель. Высокие ставки по потребительским кредитам также отнюдь не стимулируют покупку мебели с помощью заемных средств. Играет роль и так называемый психологический фактор. В условиях кризиса падает покупательская способность населения. Потребители стремятся сохранить деньги про запас на неотложные нужды – питание, оплату жилищно-коммунальных услуг, лечение, транспорт и т.д. А вот ремонт в квартире и обновление мебели переносится в будущее, когда настанут "лучшие времена".
объем производства мебели
за три квартала 2015 года
составил 97,5 млрд руб.
и к аналогичному периоду 2014 года
снизился на 12%”
В непростой ситуации производители мебели оптимизируют производство и стараются удержать потребителя. Конечно, увереннее чувствуют себя крупные компании. "Несмотря на спад, наблюдаемый в отрасли в целом, в 2015 году нам удалось нивелировать негативное влияние рыночной ситуации за счет обновления ассортимента, предложения комплексных интерьерных решений, дальнейшего совершенствования сервиса и продуманной торговой политики, – рассказывает Александр Авдеев, генеральный директор ООО "ДиЭмАй Рус", представляющего на рынке торговую марку dmi Дятьково. – Мы обновляем ассортимент минимум дважды в год, стараясь воплощать в коллекциях самые актуальные мировые тренды".
Регулярное обновление ассортимента продукции отметили и в компании "Миассмебель". Производитель выводит на рынок новые модели и поддерживает такую же политику в кризисный период. Неизменным спросом, отмечают специалисты компании, пользуется классический дизайн, а предпочтения потребителей равномерно распределяются между мебелью для гостиных, спален, обеденных зон.
Заметного снижения объемов продаж, кстати, крупные игроки рынка пока не отмечают, как нет и заметного перехода покупателей в эконом-класс. Как рассказал представитель одной из крупных компаний, мебелью эконом-класса в период кризиса действительно стали активно интересоваться. Но с другой стороны, такой интерес не выражается в заметном росте продаж в этом сегменте. В компании ООО "ДиЭмАй Рус" отмечают, что хитами продаж стали предложения преимущественно из среднего ценового сегмента. Это и новинки, например гостиная Edel и спальня Asti, и уже зарекомендовавшие себя коллекции Vero, Este и другие. Хорошую динамику демонстрирует новый проект-линейка кухонной мебели, разработанная итальянскими дизайнерами. Если человек действительно намерен купить мебель, делают вывод специалисты, то он будет подбирать именно то, что ему нравится, и готов даже несколько переплатить за товар.
Что желаете?
Правда, в современных условиях, говорят представители мебельных компаний, потребитель становится все более требовательным, ориентируется на европейский уровень качества и комфорта и очень внимательно относится к покупке. "Раньше покупатель мог проще заплатить, к примеру, 30 тыс. руб. за диван. Теперь за эти же деньги он будет досконально выяснять особенности конструкции, вплоть до колесиков и других деталей. К тому же особое внимание потребители стали уделять вопросам рекламации", – рассказывает представитель одной из крупных мебельных фабрик. Рациональность потребителя в новых условиях выражается и в том, что он стремится максимально эффективно использовать пространство квартиры. Отсюда очень востребованы нестандартные решения. "Потребители хотят организовать рабочее место в спальне, поставить платяной шкаф в гостиной и тому подобное. В ответ на эту потребность мы разработали универсальную коллекцию для "умного зонирования", которая с успехом решает эти и многие другие задачи", – говорит Александр Авдеев.
Вместе с тем сказывается и фактор перепроизводства мебели, отмечают эксперты рынка. Компенсировать снижение потребительского спроса предприятия начали еще год назад. В производстве мебели, как и в других отраслях экономики, уже вводятся сокращенные рабочие недели, переход с двух на одну смену работы. А для разгрузки складов, заполненных готовой продукцией, вводятся распродажи. Сегодня крупные производители мебели предоставляют существенные скидки на свою продукцию – от 25 до 50%.
Просим подвинуться
В кризис обостряется конкуренция, наблюдается консолидация рынка. Крупные мебельные предприятия теснят кустарные производства и используют благоприятный момент для увеличения своей доли на рынке. На сайте одного из крупных производителей мебели даже размещен призыв не приобретать мебель у "гаражников". Тем не менее пока кустарным производствам помогают выживать бытующие среди определенного слоя потребителей представления о возможности сэкономить, если заказать изготовление мебели у мелких частников.
Относительно благополучно чувствует себя сегмент премиум-класса. Вот только российские компании такую мебель пока не производят, то есть высший ценовой сегмент по-прежнему принадлежит в основном иностранным компаниям. Впрочем, говорят эксперты, здесь уже в скором времени возможны подвижки. В современной ситуации финансовой нестабильности в некоторых случаях вообще становится проблематично проводить сегментирование рынка по стоимостным показателям. Особенно сложно как раз выделить сегмент премиум из-за колебания курсов валют. Конкретные показатели цены мебели серьезно меняются, сохраняется лишь соотношение цен, указывают эксперты. Так, дорогой мебелью можно считать ту, цена за которую (в расчете на килограмм) в два-три раза выше средней действующей на рынке цены. Преобладает дорогая мебель, естественно, в импорте. По итогам девяти месяцев 2014 года доля дорогой мебели в импорте составляла 84%, а дешевой – 16%. За год наметились изменения. По данным за девять месяцев 2015 года, доля дорогой мебели в импорте уже составила 70%, а дешевой – 30%. Снижение курса рубля приводит к вытеснению дорогостоящего зарубежного товара. Так что для отечественных производителей появляется возможность расширить производство в сегменте дорогой мебели, считают эксперты.
На новый уровень
Достигнуто ли уже дно кризиса – об этом сейчас спорят экономисты и производственники. Пока ясно то, что 2016 год точно не будет простым. Некоторые эксперты ожидают дальнейшее падение спроса на мебель, что всегда происходит в кризис. Однако в этот же период формируется отложенный спрос, который сыграет свою роль позже. Кроме того, разница в ценах на отечественную и импортную продукцию делает товар от российских производителей более конкурентоспособным. Эти факторы, отмечают эксперты, могут в итоге сыграть положительную роль.
Так, рынок мебели в России начал активно развиваться после кризиса 1998 года. Во-первых, прирост производства и продаж мебели поддерживали растущие объемы жилищного строительства. Если в 1998-2000 годах в стране ежегодно вводилось, по данным Росстата, в среднем по 30 млн м2 общей площади жилья, то в 2006 году этот показатель перевалил за 50 млн м2, а в 2014 году достиг 84,2 млн м2. Во-вторых, отечественная мебель стала более конкурентоспособной по цене по сравнению с импортной. После кризиса 1998 года импорт мебели, составлявший около 60% рынка, сократился примерно до 20%. Затем цены стали выравниваться, доля импорта опять возросла.
связано с кризисными явлениями в экономике.
Прежде всего существенным фактором риска
является замедление темпов жилищного строительства”
Снижение потребления мебели также наблюдалось в кризисные 2008-2009 годы, по разным оценкам от 15 до 23%. После начался восстановительный рост. Эксперты прогнозировали, что к 2014 году рынок выйдет на уровень 2008-го. В 2014 году розничные продажи бытовой мебели действительно росли. Ежеквартальные темпы прироста составляли до 10%. Однако уровня 2008 года, когда объем производства мебели составлял примерно 177 млрд руб., достичь не удалось. В 2014 году мебели было произведено на сумму около 137 млрд руб. Дальнейший рост остановил нынешний кризис.
При этом в сопоставлении с европейскими странами потребление мебели в России и ранее, и сейчас выглядит очень умеренным. По оценке исследовательских агентств, расходы среднего россиянина на приобретение мебели составляют всего лишь около 10 долларов год, в то время как, например, у французов – до 150 долларов в год. Между тем в России отмечаются такие же закономерности развития мебельного рынка, что и в европейских странах: сокращаются сроки использования мебели, усиливается неценовая конкуренция. Так что можно надеяться, что потенциал роста рынка мебели в России еще не реализован. В сочетании с отложенным спросом он может стать мощным драйвером развития мебельной отрасли после прохождения кризиса. Российские предприятия сегодня могут всерьез планировать выйти на рынок в сегмент премиум-класса, расширять ассортимент, готовить уникальные новинки для потребителей, указывают эксперты. Большое значение будут иметь расширение дилерской сети, совершенствование сервиса, разработка различных программ лояльности. Когда кризис окончится, умение ответить на самые различные запросы клиента станет очень важным конкурентным преимуществом на рынке.